О ШАХМАРДАНЕ

В нынешний переломный период в истории Казахстана писать воспоминания о таких крупных деятелях, как академик Шахмардан Есенов можно, на мой взгляд, только оценив то великое наследие, которое они оставили своему народу.

Трудовая деятельность Ш. Есенова, отражая его природную гармоничность, сложилась исключительно последовательно, планомерно и пропорционально.

После окончания института, из сорока пяти лет славной трудовой деятельности, одиннадцать лет он непосредственно проработал в геологической службе Жезказганского региона, поднимаясь от старшего геолога партии до главного инженера Жезказганской комплексной геологической экспедиции.

Геологическая служба этого края в свое время создавалась под непосредственным руководством первого президента Казахской Академии наук, академика Каныша Имантаевича Сатпаева, поэтому неудивительны превосходные качества специалистов того времени, в числе коих особо выделяется Шахмардан Есенов. Богатый практический опыт и профессиональные навыки исследователя геологической науки всегда доминировали в нем. Такая подготовка послужила основой для выдвижения его на государственную службу, где он последовательно прошел путь от заместителя министра, министра геологии до заместителя Председателя Совета Министров Казахстана. В этой должности он был самым молодым, а курировал всю тяжелую промышленность, которая развивалась в целом в наступательном темпе. Период, упомянутый нами, охватил в общей сложности десять лет его жизни.

Следующие семь лет его трудовой деятельности были посвящены руководству казахской наукой. Почти год он был в изгнании – его послали начальником экспедиции в г. Балхаш, – а затем перешел на педагогическую работу, где обучением и воспитанием молодого поколения занимался шестнадцать лет.

Вся эта деятельность Ш. Есенова имела судьбоносное значение для развития Казахстана, отражая незаурядный талант, поскольку любому человеку в трудовой деятельности достаточно было бы иметь возможность занять только одну сферу из тех, в которых был задействован он.

Ш. Есенов прежде всего геолог: опытный практик, исследователь и теоретик. О его огромном вкладе в эту сферу народного хозяйства более обширно ,и доказательно исследователи и специалисты еще напишут. Он, длительное время работая в Министерстве финансов и в плановых органах, непосредственно занимался экономической стороной геологической службы и науки, поэтому попутно считаю своим долгом осветить и общие проблемы геологической службы и науки.

Как бы и что бы сегодня ни говорили и ни писали современные реформаторы, из жизни Казахстана нельзя вычеркнуть заслуги советской власти в изучении богатств недр Казахстана.

Для этой цели государство направляло огромные средства, которые шли непосредственно из союзного и республиканского бюджетов. Вот некоторые данные только за последние десятилетия существования Советской власти. В 1986г. объем геолого-разведочных работ, финансируемых из средств бюджета и капитальных вложений по республике составил 641 млн руб. против 256 млн руб. в 1970г., т.е. рост составил 2,5 раза. Объем глубоких разведочных бурений на нефть и газ возрос в 2,1 раза. Огромные суммы финансирования геологических исследований шли по линии науки.

Как известно, первым крупным научным исследованием послевоенного периода было составление оригинальной проектно-металлогенической карты Центрального Казахстана группой ученых под руководством К.И. Сатпаева (1950-1956). За ним последовало комплексное исследование регионов Казахстана, где непосредственное участие принимал Ш. Есенов. В результате такого интенсивного и масштабного изучения на территории Казахстана было выделено пять металлогенических провинций и одиннадцать рудных поясов (1961-1996 гг.).

Таким образом, геологи Казахстана с момента осуществления реформ решили огромную государственную задачу – обеспечение сырьевой независимости Казахстана. По ресурсам недр республика в настоящее время входит в число шести богатейших стран мира. Без всякого преувеличения Казахстан может заявить всему миру о своем экономическом чуде. Ведь в настоящее время годовая добыча по 32 основным видам полезных ископаемых составляет 0,7% разведанных запасов. По данным Министерства геологии и охраны недр годовая извлекаемая ценность основных полезных ископаемых может достигнуть 3,8 трлн, а общая, вместе с прогнозными – 11 трлн американских долларов.

В ситуации, сложившейся в республике, реальным объектом для привлечения инвестиций и поддержания на деле благосостояния народа являются недра Казахстана. Эта обобщенная и реальная картина результатов труда целого поколения казахстанских геологов, судя по которым наше население не должно чувствовать себя нищим.

Интеллектуальный, научный потенциал в геологии был огромный: многие десятки докторов наук, из которых в состав Академии наук были избраны 12 академиков и 25 членов-корреспондентов.

Как известно, академики-геологи К.И. Сатпаев и Ш.Е. Есенов почти четверть века занимали пост президента. Из этой общей картины можно выделить такой немаловажный этап, когда Ш. Есенов непосредственно участвовал и руководил в послевоенный период работами в Урало-Эмбинском районе, который во время войны снабжал фронт нефтью. По ряду причин добыча нефти снижалась, и требовался новый подход как в практическом, так и теоретическом плане.

Когда в 1960г. Ш. Есенова выдвинули на должность Заместителя министра, а затем министра геологии, в этом районе начался второй этап развития нефтяной промышленности. В Западном Казахстане изменили направление геолого-поисковых и разведочных работ. Основной упор был сделан на поиски крупных месторождений платформенного типа. И они увенчались значительными успехами. На огромной территории полуострова Мангышлак и на плато Устюрт были обнаружены большие запасы нефти и газа. Здесь же были открыты месторождения Жетыбай, Узень, Тасбулат, Тенге и ряд других.

В результате этого уже в 1970г. добыча нефти по Казахстану составила 13,2 млн т против 2,0 млн т в 1965г., т.е. выросла более чем в 6 раз. В дальнейшем предусматривалось поднять добычу в ближайшей пятилетке до 30,3, а затем до 50-60 млн т. За открытие этого месторождения Ш. Есенову была присуждена Ленинская премия. Завершая эту часть воспоминаний, хочу заметить следующее. Летом 1974г. III. Есенов работал министром геологии, а я еще занимал пост Председателя Госплана. Правительство Казахстана направило нас в Мангышлакскую область для встречи с Председателем Госплана СССР К.К. Байбаковым, который прибыл туда для ознакомления с перспективой развития добычи нефти и газа в Казахстане, поскольку в то время предполагалось, что добыча нефти в этом регионе должна быть более эффективной, чем в Западно-Сибирском регионе. Присутствуя на этой встрече, я имел возможность убедиться в том, насколько основательно Ш. Есенов знал проблемы геологии и нефтедобычи не только Казахстана, но и всего Советского Союза.

К.К. Байбаков был крупным нефтяником страны и знал проблемы отрасли досконально. Он был очень доволен этой беседой. Они рассмотрели буквально все проблемы и договорились о принятии необходимых мер по ускорению освоения региона. Сегодня, по прошествии двадцати лет, мне трудно вспомнить все вопросы, рассмотренные там. Но один врезался в память. Речь шла о закладке сверхглубокой скважины для определения запасов подсолевых отложений этого региона. Для этого требовались огромные капвложения, а самое главное – сверхпрочные трубы, которые выпускались только в Японии и покупались на валюту. После беседы К.К. Байбаков заверил Ш. Есенова в том, что он поддержит эту инициативу и будет всячески оказывать содействие. В последующем я часто слышал от него интересные беседы по геологии и о происхождении Планеты.

Более тесно и непосредственно я работал с Ш. Есеновым, когда весной 1967г. был назначен Председателем Госплана республики. Он к этому времени прошел основательную школу хозяйственной и руководящей работы и знал обширный круг хозяйственных и научных кадров. За мной был десятилетний опыт работы в Министерстве финансов, небольшой опыт работы в Совнархозе и в Минбыте, но я почти не знал руководящих кадров республики. Поэтому, следует честно признать, что для руководства таким крупным производственно-экономическим центром республики, как Госплан, моего жизненного опыта и дипломатии было крайне недостаточно, о чем я честно говорил Кунаеву, когда меня выдвигали на эту должность. Тем более до меня эту должность занимали такие крупные государственные деятели, как Л.Г. Мельников, Б.Ф. Братченко и Н.М. Симаков, у которого я принял дела и тот огромный аппарат, где сосредоточены специалисты всех сфер и отраслей народного хозяйства. Надо отметить, что к этому времени республика имела уже большой экономический потенциал, который из года в год динамично развивался;

Шел 1967г. – середина восьмой пятилетки – и аппарат уже прорабатывал основные направления развития народного хозяйства республики на девятую пятилетку. К слову сказать, это нынешние реформаторы превратили огромную теоретическую и практическую работу по планированию в посмешище, а на самом деле была глубокая научная и практическая работа: все начиналось с глубокого анализа хода выполнения планов по всем направлениям и затем определялись параметры будущего развития.

В этот период Шахмардан Есенович однажды позвонил мне и изъявил желание присутствовать на заседании коллегии Госплана. Естественно, я его пригласил на очередное заседание. До этого момента я его особенно близко не знал. Будучи заместителем Председателя Совета Министров он ведал проблемами тяжелой промышленности, встречались изредка на заседаниях Правительства, когда нас приглашали. Участвуя на заседании коллегии Госплана, он внес предложение о совместной работе по проработке показателей народнохозяйственного плана девятой пятилетки и за оставшийся период восьмой пятилетки (ежегодные планы) особенно его важного раздела – внедрение достижений науки и техники в производство.

Был составлен график совместных заседаний коллегии Госплана и Президиума Академии наук Казахстана. Эта работа была длительная и закончилась только тогда, когда проект народнохозяйственного плана на девятую пятилетку был составлен и доложен руководящим органам республики. Тогда я еще не знал о том, что Ш. Есенов прошел прекрасную школу К.И. Сатпаева, считавшего важнейшей задачей науки ее отдачу для производства, т.е. внедрение всего того, что разрабатывали ученые, в производство. Эту задачу Ш. Есенов практически осуществил. На длительное время Госплан стал штабом, где мы узнали многих известных ученых не только в лицо, и по имени и отчеству. Шли горячие споры между учеными и специалистами Госплана. Заключительные решения по спорным и принципиальным вопросам принимались на совместном заседании Коллегии Госплана и Президиума Академии наук.

Чтобы не быть голословным, хочу привести некоторые показатели того пятилетнего плана и о ходе его выполнения. Думаю, что это будет интересным для современных реформаторов нашей жизни и, конечно же, нашим читателям, с учетом того, что в 1995г. уровень общественного продукта, по сравнению с 1990г., т.е. за пять лет, снизился на 57%. Другими словами, из производственного потенциала половину «сдуло ветром», что сегодня отражается на материальном положении всех слоев населения.

Как и что происходило в десятой пятилетке, видно из следующих данных. Директивами XXIV съезда партии рост промышленной продукции по стране предусматривался на пятилетие на 42- 46%, тогда как по Казахстану этот рост был запланирован в размере 57-60%. Причем рост важнейшего экономического показателя национального дохода – на 42% также выше, чем в целом по стране. Предусматривалось опережающее развитие тяжелой промышленности: нефтяной, химической промышленности, черной и цветной металлургии, а также машиностроения, – вызванное общесоюзной специализацией и освоением богатых сырьевых ресурсов.

Планировалось осуществление изменения отраслевой структуры народного хозяйства и ее дальнейшее индустриальное развитие. Так, например, доля промышленности в валовом общественном продукте должна была в 1975г. составить 56,2% против 51,9% в 1970г. за счет соответствующего снижения доли сельского хозяйства и других отраслей.

Как важнейшее условие повышения эффективности общественного производства республики предусматривалось ускорение темпов научно-технического прогресса. В этой пятилетке внедрение новой техники, технологии и научной организации труда должны были дать ежегодный экономический эффект (прирост прибыли) в сумме 345 млн руб., а на всю пятилетку – 1,7 млрд руб. Это колоссальная сумма. Достаточно отметить, что 34% среднегодового прироста национального дохода должны были получить за счет этого фактора.

Предусматривалось повышение производительности общественного труда на 30%, 73% прироста национального дохода шло за счет роста производительности труда. В результате повышения производительности общественного труда экономия живого труда в 1975г. против уровня 1970г. должна была составить 1129 тыс. человек, и экономия только фонда заработной платы – свыше 20 млн рублей. Это был крайне важный качественный показатель, поскольку народное хозяйство республики в то время испытывало огромный дефицит рабочей силы. Как было уже отмечено выше, все эти высокие показатели эффективности возможны только благодаря отбору для внедрения достижений новой техники, технологии и организации труда.

В формировании этих важнейших народнохозяйственных показателей наряду со специалистами Госплана, активное участие приняли ученые, члены Президиума Академии наук во главе с Ш. Есеновым.

В то время он был очень активен и неустанно заботился о том, чтобы все научные разработки были рассмотрены и учтены для внедрения. Здесь представляет интерес, какую экономическую эффективность получило народное хозяйство по результатам выполнения указанного плана.

Необходимо учесть, что Ш. Есенов в этой пятилетке президентом Академии наук проработал около трех лет, а мне приходилось работать почти четыре года, т.е. оказать воздействие на полное выполнение пятилетнего плана. Мы не смогли, вернее сказать, нам не дали возможности завершить пятилетку и подвести итоги. Тем не менее результаты были блестящие, и Казахстану в дальнейшем не удавалось добиться такой экономической эффективности в работе, которая была достигнута в годы девятой пятилетки.

Народное хозяйство Казахстана, внедрив 68 тыс. мероприятий по новой технике, технологии и улучшению организации труда, затратив 808 млн руб. на эти цели, получило 488 млн рублей прироста прибыли, т.е. на каждый вложенный рубль 60 копеек прибыли.

В связи с этим для сравнения хочу привести результаты последующих пятилеток. Так, например, в десятой пятилетке количество внедренных мероприятий составило 92,0 тыс, затраты – 1091 млн руб. или с ростом соответственно 35%, экономический эффект (прирост прибыли) составил 506 млн руб., т.е. отдача на рубль вложенных средств составила 53 копейки.

Особое резкое падение эффективности произошло за годы одиннадцатой пятилетки: количество внедренных мероприятий составило 107 тыс. или с ростом 57%, затраты – 1087 млн рублей или с ростом в 2,5 раза, а отдача на рубль вложенных средств составила всего лишь 38 копеек, т.е. упала почти в 2 раза, т.е. народное хозяйство только за одну пятилетку недополучило 502 млн рублей прироста прибыли.

Вот реальные экономические результаты, полученные народным хозяйством Казахстана от внедрения достижений науки, новой технологии и от улучшения организации производства, когда Академией наук руководил Ш. Есенов в течение семи лет и А. Кунаев – в течение двенадцати лет. Нужны ли красивые слова о результативности труда двух ученых, кроме вышеприведенных. А. Кунаев приумножил силу застоя, который в этот период складывался и набирал свой неумолимый темп, который привел к экономическому краху.

Хочу подчеркнуть, что то время Президиум Академии наук под руководством Ш.Е. Есенова оказывал огромное влияние на ход развития производительных сил республики. Систематически проводились научно-практические конференции, где рассматривались, наряду с развитием производительных сил республики, конкретные технические проблемы. Такие конференции прошли в Алма-Ате, Караганде, Усть-Каменогорске, других регионах, где я сам непосредственно участвовал и выступал с докладами.

В этом материале я коснулся в общих чертах крупных проблем производственной деятельности Ш.Е. Есенова и, думаю, эти проблемы нуждаются в глубоком исследовании.

Завершая свои воспоминания о благородном Шахмардане Есенове, помыслы и человеческие действия которого всегда были кристально чисты, замечу, что он был абсолютно лишен многих отрицательных черт, свойственных некоторым руководителям: чванства, высокомерия, лености и узости мышления. Он был настоящим демократом и у него всегда доминировал оптимизм, свойственный подобным личностям. От его высокого духа окружающие получали успокоение.

Жаль, что такой человек безвременно ушел из жизни, не полностью отдав своему народу великий талант.

К. Кетебаев, кандидат экономических наук

Біртуар Шахмардан. Алматы: Ғылым, 1997
Наш Шахмардан. Алматы: Гылым, 1997